• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Пустарнаков В. Ф.: Дружинин А. В. (Русская философия. Энциклопедия)

    Дружинин Александр Васильевич (8(20). 10.1824, Петербург - 19(31).01.1864, Петербург) - литературный критик, писатель. Учился в Пажеском корпусе; с 1847 по 1856 годы сотрудничал в журнале «Современник»; в 1856- 1860 годы - редактор журнала «Библиотека для чтения». Не разрабатывая специально философскую проблематику, Дружинин занял в этой области полу идеалистически-полупозитивистскую позицию. В центре его творчества - проблемы эстетики и литературной критики. Признавая в принципе, что каково бывает общество, таковой является порожденная им литература, Дружинин выступал против «деспотического» применения этого правила к анализу литературного процесса, против установления полнейшей зависимости литературы от причин общественных и политических, подчинения им всего бесконечного разнообразия человеческой мысли и поэзии. «Дидактическая» школа, по Дружинину, служит политическим, нравственным, научным целям, бросается в «волны мутной современности», стремится воздействовать на нравы, быт и понятия общества через «прямое поучение». При этом нравственно-философский элемент является для нее неотъемлемым. Однако она отвергает вечные и неизменные законы изящного; «насилует законы искусства», односторонне стремится к отрицательному сатирическому направлению, для нее характерен «общественный сентиментализм», воспевание главным образом «унылого» и «смутно-грустного» в действительности, игнорирование «светлого» и «отрадного». С этой точки зрения Дружинин критиковал «гоголевское», «натуральное» направление в русской литературе, эстетические теории Белинского и его последователей. «Артистическая» школа, в противовес «дидактической», но Дружинин, руководствуется лозунгом «чистого искусства», это «теория беспристрастного и свободного творчества», призывающая не избегать идеальности в создаваемых художником образах и относиться к действительности «беззлобно». Она не исключает здравого поучения, но это поучение не должно быть прямым, а должно высказываться «само собой». Эта теория - за реализм, но постоянно согретый глубокой поэзией, за совершенство формы художественного произв. Подчеркивание специфики искусства - в этом прежде всего достоинство эстетической теории Дружинина.

    В. Ф. Пустарнаков

    Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. – М., 2014, 177.

    Литература: Чуковский К. Толстой и Дружинин в 60-х гг. // Чуковский К. Люди и книги. М., 1958; Пруцков Н И. «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков) // История русской критики. М.; Л., 1958. Т. 1; Бройде А. М. А. В. Дружинин. Жизнь и творчество. Copenhagen, 1986.

    Раздел сайта: